ЭШЕЛОНИРОВАННАЯ ЗАЩИТА АВТОМОБИЛЯ.

Идеальной системы защиты автомобиля не существует.
Можно говорить лишь о количестве времени и трудоемкости преодоления угонщиком установленной на автомобиль защиты. Времена Юрия Деточкина прошли…
Сегодня угон автомобилей — это высокодоходный криминальный бизнес, и здесь нужны другие методы борьбы. Наиболее близка к идеалу защита, которая делает этот бизнес либо очень рискованным, либо нерентабельным. Добиться этого можно с помощью комплексной защиты автомобиля.

Начнем с главного — защитить автомобиль от угона с помощью одного из представленных на рынке устройств не возможно. У профессионалов в обиходе такое выражение: «Угон — это болезнь, которая одной таблеткой не лечится». К сожалению, страхование автомобиля тоже лишь одна таблетка, которая не вернет всех ваших денег в случае угона. Одним из обязательных требований страховой компании является следующее: владелец обязан принять все доступные меры для недопущения угона. Если вы не страховой мошенник и Ваш случай будет признан страховым, то, даже получив страховое возмещение, Вы не вернете денег заплаченных за страховку и потеряете на «амортизационном износе». А ведь для дорогостоящего автомобиля это будет очень крупная сумма. Даже если машину угнали в первый день эксплуатации, сумма, списанная страховой компанией на «амортизационный износ», Вас впечатлит. И для того чтобы её не потерять есть смысл часть невосполнимых средств потратить на комплексную (эшелонированную) защиту.

Не беремся переубедить фаталистов, и тех, кто учится на своих ошибках. Для остальных предлагаем разобраться в ныне существующих системах и средствах защиты, их достоинствах и недостатках. Под комплексной системой безопасности автомобиля, в данном случае, понимается одновременное использование пассивной защиты, механической, электронной и охранно-поисковой систем. Оптимальное сочетание вышеназванных систем охраны должно решать следующие задачи:

  • снижение привлекательности (рентабельности) угона;
  • своевременное обнаружение попытки угона;
  • привлечение внимания свидетелей, оповещение владельца или оператора;
  • обеспечение запаса времени, достаточного для реагирования;
  • гарантированное и оперативное вмешательство сил реагирования;

В настоящее время для обеспечения безопасности автомобиля используется несколько видов систем защиты от угона.

Для начала разделим все системы защиты на два основных типа:

  • пассивные (идентификационные);
  • активные (противодействующие угону);

Пассивные системы

К пассивным системам защиты следует отнести любые способы маркировки деталей автомобиля, что позволяет доказать его принадлежность законному владельцу. Самым ярким примером может служить идентификация двигателя и кузова. Также широко применяется маркировка стекол, различных элементов кузова, колес и других деталей. В настоящий момент среди пассивных систем защиты определился безусловный лидер — Data Dot. Для такого заявления есть два серьезных основания: во-первых, простота нанесения и идентификации и сложность подделки, а во вторых, поддержка проекта Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и ФСБ РФ.

Данная система не мешает угнать автомобиль — она помогает его идентифицировать впоследствии, что создает дополнительные сложности преступнику в реализации транспортного средства. Поэтому, при прочих равных условиях, желание угнать автомобиль помеченный десятью тысячами меток у любого угонщика меньше, и, скорее всего, он выберет другой автомобиль без использования решений такого вида защиты.

Активные системы

Что же касается активных систем безопасности, то для удобства определения эффективности и качества той или иной системы удобнее разделить их на три вида:

Что может противопоставить угонщику каждый из видов активных систем защиты?

Механические средства и системы защиты наиболее понятны. Это всевозможные замки на коробку передач, раздаточную коробку, педали, руль и колеса. Конечно, многие автовладельцы до сих пор ограничиваются этими приспособлениями в надежде на то, что машину не смогут угнать, но надеяться только на механическую систему, по меньшей мере, легкомысленно. Еще раз отметим, что уличным хулиганам, которые угоняют машины ради азарта, не одолеть качественной механической системы защиты, но речь здесь идет не о них. Есть смысл применять различные блокираторы и прочие средства только в комплексе с другими системами защиты автомобиля, как минимум оповещающими владельца о попытке угона. На угон автомобиля, оборудованного одним из большинства предлагаемых на рынке механических блокировок, опытному угонщику достаточно от одной до пяти минут, и это, к сожалению, не преувеличение. Однако необходимо отметить, что развитие механических систем охраны не стоит на месте. К лучшим решениям по праву можно отнести противоугонный механический комплекс Dragon, включающий блокировку замка капота, коробки передач и рулевого вала.

Безусловный лидер среди механических средств защиты — система «Техноблок».

Это сложный гидравлический замок, управляемый ключом, который профессионально встраивается в штатные гидравлические и пневматические системы автомобиля. Противоугонный эффект «Техноблока» проявляется только во время стоянки автомобиля и заключается в блокировании тормозов и сцепления после нажатия на соответствующую педаль поставленного на охрану автомобиля. Любая попытка вскрыть блок или провернуть сейфовую личинку замка швейцарской фирмы KABA приводит к разгерметизации штатных гидравлических систем. Заново собрать и прокачать штатную гидравлическую систему за короткое время невозможно. Соответственно, риск быть пойманным возрастает и автомобиль становится неинтересен для угона.

Таким образом, качественное механическое устройство защиты осложняет угон транспортного средства, обеспечивая запас времени, достаточной для реагирования на действия злоумышленников.

Какой бы сложной не была штатная электронная система защиты, она не является препятствием для квалифицированного угонщика, именно по причине ее штатности. Для снятия такой защиты используются специальные заглушки на диагностический разъем или комплект из ключа и блока управления с аналогичного автомобиля.

Рынок дополнительных электронных систем защиты перенасыщен предложениями. К ним относится все от простейших сигнализаций, которые выполняют функцию пугала ворон и кошек и нервируют соседей, до сложных и дорогих иммобилайзеров, отрабатывающих сложнейшие алгоритмы защиты и требующих идентификации владельца. Любая «сигнализация» обычно стоит тех денег, которых за нее просят. Только не нужно думать, что эти деньги платятся за защиту автомобиля. До 90% стоимости обычной «сигнализации» это реализованные в ней функции не имеющие никакого отношения к защите от угона.

В зависимости от ценности защищаемого объекта автосигнализация может быть разной степени сложности, но как минимум, обязана иметь канал оповещения владельца. В случае ограбления не лишней окажется возможность дополнительной дистанционной блокировки двигателя.

Одной из самых эффективных электронных систем можно назвать Black Bug Super. Ее разработчик, компания Альтоника, предлагает на рынке и другие качественные системы защиты: биометрические иимобилайзеры WOODOO, охранно- противоугонные REEF, автосигнализации GUARD.

Тем не менее, согласно открытой статистике, стремительно растет количество интеллектуальных угонов с применением новейших технологий. Та же статистика показывает, что машины угоняются с использованием дубликатов ключей, знания индивидуальных алгоритмов отключения и другой информации, которая, к сожалению, становится известной преступному сообществу. В этой связи есть смысл использовать дополнительную электронную систему защиты в комплексе с механической. Такой тандем осложнит угон и поможет своевременно обнаружить попытку угона, привлечь внимание свидетелей, оповестить владельца и обеспечить запас времени, достаточный для реагирования.

Спутниковые и радиопоисковые системы охраны имеют качественное отличие от всех вышеперечисленных средств защиты. Они позволяют оперативно пресечь попытку угона силами УВД, даже если произошло разбойное нападение. В любое время суток автомобиль отображается на мониторе оператора диспетчерского центра компании, предоставляющей услуги спутниковой системы безопасности. Таким образом, время, которое тратит угонщик на хищение транспортного средства, используется в прямом смысле против него. В момент проникновения в салон автомобиля в диспетчерский центр поступает сигнал тревоги, оператор высылает на место вооруженную группу быстрого реагирования и подразделения милиции. Также в случае необходимости на место будут отправлены «скорая помощь» и МЧС. Следующим отличием является возможность контролировать движение автомобиля. Если так случится, что все-таки автомобиль тронется с места, оператор может дистанционно заблокировать работу двигателя. Эта же особенность относится и к способу хищения автомобиля при буксировке. Как только машина изменит свое положение в пространстве, сработает датчик перемещения, и информация об этом поступит в диспетчерский центр. Особо нужно отметить, что только спутниковые и радиопоисковые системы способны противостоять разбойному нападению. Конечно, и у этих систем существуют свои недостатки: ложные сигналы, мешающие спать владельцу автомобиля, зависимость от оперативности сотрудников МВД, но главное – стоимость. Системы спутниковой безопасности достаточно дороги – их цена в среднем составляет от 1000 до 2500 долларов.

Однако статистика неумолима. В настоящее время автомобили с установленными спутниковыми системами безопасности тоже угоняются, хоть и не часто. Машины угоняются по разным причинам: из-за утечки информации, как от сотрудников установочных центров, так и от хозяина, спешащего похвастаться новинкой из-за некачественной установки системы, медленного или непрофессионального реагирования со стороны правоохранительных органов… Но самая главная причина состоит в том, что существует постоянная конкуренция. Обратите внимание, речь идет не о конкуренции внутри рынка, а о конкуренции с криминальным миром. У преступников уже есть свои «глушилки», «грабберы», индикаторы магнитного поля и другие приспособления, позволяющие заглушить GSM сигнал, открыть объект угона, обнаружить систему безопасности и, в конечном итоге, угнать автомобиль. Интеллектуальный поединок не прекращается ни на минуту: например, в ответ на распространение «глушилок» компания «Цезарь Сателлит» анонсировала скорый выход систем со встроенным «антиджаммером», призванным максимально усложнить угон автомобиля даже при использовании средств радиоэлектронного подавления. Еще раньше, с августа прошлого года, «Автоконнекс» начал ставить своим клиентам блоки контроля уровня GSM-сигнала, определяющие использование «глушилок». А системы, предлагаемые компаниями «Автолокатор», «Аркан», loJack имеют дополнительный канал передачи информации, не основанный на GSM-сигнале. Надо полагать, криминальный мир не останется в долгу и рано или поздно найдет новые методики похищения автомобилей. Для того, чтобы угнать машину со спутниковой системой безопасности, специалисту в области угонов необходимо время, хорошая подготовка, дорогостоящее оборудование и наличие квалифицированных помощников. Надо учесть тот факт, что таких специалистов мало. Если изобразить некую пропорцию, то можно сказать, что угонщиков, понимающих алгоритм работы и техническое устройство механической системой защиты, тысячи, с электронной – сотни, а спутниковой – всего десятки людей.

То есть эти системы позволяют своевременно обнаружить попытку угона, привлечь внимания свидетелей, оповестить оператора, — гарантировать оперативное вмешательство сил реагирования.

Итак, рассмотрев преимущества наиболее эффективных решений, представленных на рынке, заметим, что в каждом конкретном случае выбор компонентов комплексной системы защиты зависит от стоимости автомобиля, условий его эксплуатации и финансовых возможностей владельца машины.

При исследовании автомобильного рынка экспертами была получена информация, что для полноценной защиты автомобиля владелец готов тратить до 10% его стоимости. Для современных реалий нашей страны это вполне адекватная цифра и относится она к автомобилям всех ценовых категорий.

Естественно, первое правило – автомобиль должен быть застрахован. И это совершенно оправданно, так как этим шагом автовладелец минимизирует те риски, которые до конца не исключает ни одна из систем безопасности. К счастью любая страховая компания заинтересована в сохранности застрахованного имущества. Именно поэтому страховщики, поощряют оборудование автомобиля дополнительными системами охраны и предоставляют клиентам при этом условии существенные скидки при страховании.

И второе правило успеха и сохранения своего времени и нервов, а зачастую и здоровья — устанавливать качественные системы защиты в авторизованных установочных центрах и в компаниях, чья репутация не вызывает сомнений, чтобы избежать утечки информации или некачественной установки.

Для наглядности можно дать несколько рекомендаций.

Во-первых, автомобиль должен быть застрахован, желательно каско, ведь восстановление целостности машины, даже после несостоявшейся попытки угона обойдется недешево.

Во-вторых, на автомобиль стоимостью от 30 тыс. долларов есть смысл установить спутниковую или радиопоисковую систему охраны в максимальной комплектации, добавить механическую систему («Техноблок») и хороший иммобилайзер (Black Bug), если он не вошел в комплект «спутника».

Для автомобиля в ценовой категории 15-30 тысяч долларов рекомендуется установить более дешевую спутниковую систему или очень хорошую электронную защиту, обязательно снабдить хорошей механической противоугонной блокировкой.

На автомобиль до 15 тыс. желательно поставить хорошую электронную сигнализацию и укрепить защиту, механической противоугонной системой — например, комплексом Dragon.

В-третьих, не стоит забывать о пассивной защите. Дополнительная возможность идентифицировать автомобиль, может значительно ускорить его возврат законному владельцу.

А что на практике?

Опросив большинство ведущих страховых компаний мы, увы, не смогли, найти готовых комплексов защиты от угона, предлагаемых ими клиентам. Исключением был «Ингосстрах», предлагающий систему ТехноКоннекс. Комплекс разработан компаниями «Автоконнекс» и «Техноблок» и объеденяет преимущества спутниковой системы CobraConnex Garant Plus и механической противоугонной системы «Техноблок».

Тем не менее, в большинстве страховых компаний автомобиль из группы риска просто не будут страховать, если на него не установлена одна из серьезных систем защиты. В основном страховщики настаивают на следующих спутниковых и радиопоисковых системах: «Цезарь Сателлит», «Автолокатор», «Автоконнекс», Starcom, «Андромеда», «Эшелон», LoJeck, «Аркан». Из систем не относящихся к спутниковым наиболее часто рекомендуют Black Bug, Техноблок, Data Dot.

Конечно, окончательный выбор компонентов комплексной защиты автомобиля зависит от скидок, предоставляемых конкретной страховой компанией. Однако не нужно забывать о главном – надежной защите вашего автомобиля.

Журнал «АВТОПАНОРАМА» №136 (март 2007 г.)